Методика Зайцева: учимся читать

Николай Зайцев – известный многим педагог-новатор, разработавший уникальную методику обучения малышей чтению, с помощью специальных кубиков и таблиц. Методика Зайцева приобрела огромную популярность благодаря уникальной идее о том, что для обучения ребенка чтению не обязательно сначала изучать алфавит.

Кубики Зайцева

Альтернативой буквам и слогам выступает склад – пара, которая состоит из согласной и гласной, либо из согласной и твердого или мягкого знака, либо же это одна буква. Данные склады находятся на гранях авторских кубиков Н.А.Зайцева и таблицах к ним.

Методика Зайцева представляет собой познание в форме игры: дети пропевают слоги, прохлопывают их в ладоши, бегают и прыгают. Основным вспомогательным инструментом данной методики выступают«Кубики Зайцева» — набор, состоящий из пятидесяти двух кубиков, которые разнятся:

  • по размеру (кубики побольше — с твердыми слогами, поменьше – с мягкими);
  • по наполнению или звуку (золотистые – с гласными, железные – со звонкими складами, деревянные – с приглушенными, деревянно-золотистые – с мягким знаком, железно-деревянные – с твердым знаком);
  • по окраске букв (гласные – голубые, согласные – синие, мягкий и твердый знак – зеленые, белый кубик — со знаками препинания);
  • одинарные и двойные кубики;
  • по массе.

Основной целью такого различия является стимулирование разных каналов восприятия во время занятий, чтобы дети могли не только увидеть, но и почувствовать различие между буквами.

Учиться – с песней

Для того чтобы обучение было более увлекательным и легким для ребенка, автор предлагает не просто проговаривать изображенные на кубиках склады, а пропевать их. Совсем крохам можно просто петь попевки, а ребятам постарше нужно во время пения следить за складами и показывать их в таблице или на кубиках.

Следующий этап – обучение письму. Николай Зайцев считал, что именно через письмо проще всего обучиться чтению. Но писать нужно не карандашом, а указкой или пальчиком по таблице, распевая при этом слоги. Или с помощью кубиков. Самым главным для ребенка является осознавание того, как составляются слова. Начинать нужно с «написания» простых и знакомых слов: имен, названий животных, любимых игрушек.

Обучаемся с «пеленок»

Малышам до шести месяцев «Кубики Зайцева» могут служить в роли погремушек без всяких специальных занятий. Важно объяснять малышу, что кубики могут звучать по разному и демонстрировать это.

С шести месяцев и до года малышу уже можно показывать кубики, называя склады. Со временем можно просить найти кубик с определенными складами, составлять из них простые слова, проговаривая их.

После года занятие нужно проводить, опираясь на пристрастия и интересы ребенка. Если малышу нравятся животные, составляйте их названия. Каждый раз, разыскивая определенный кубик, кроха пересматривает множество других, невольно запоминая изображенные на них склады.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева довольно необычна, и имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Плюсы методики Зайцева:

  • процесс чтения осваивается легче – ребенок сразу запоминает склад и ему не нужно думать, как соединить две буквы;
  • ребенок учится писать грамотно, поскольку на кубиках изображены правильные сочетания букв в русском языке;
  • происходит тренировка глазных мышц и развитие органов чувств благодаря активному движению глаз (таблицы и кубики находятся в разных частях комнаты);
  • быстрый результат (двухлетние малыши произносят первые слова через три месяца обучения, трехлетки – спустя три недели, малыши пяти лет – уже на первом занятии).

Минусы методики Зайцева:

  • высокая стоимость материалов и трудоемкость занятий;
  • в наборе недостаточно букв для написания некоторых слов;
  • возможность возникновения проблем в школе, поскольку методика не поясняет буквенный состав слов, а цвета, которые используются для обозначения букв, отличаются от школьных.

  Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *