Монтессори методика раннего развития

Мария Монтессори

Монтессори методика раннего развития содержит в себе ключевую мысль о том, что наиболее важным периодом в процессе становления ребенка как личности является возраст, в котором происходит формирование интеллекта и развитие психики — от рождения и до шести лет.

Методика раннего развития  Марии Монтессори

Мария Монтессори – талантливый педагог, замечательный психолог и первая женщина-врач в Италии. Практически всю свою жизнь она посвятила работе с детьми, стремясь воспитать из них людей свободных и независимых, которые умеют принимать собственные решения и быть ответственными за свои поступки.

Создавая свою собственную методику, Мария Монтессори ставила на первое место ребенка, учитывая все его способности, особенности умственного и физического развития, которые для каждого являются уникальными.

Развивающая среда Монтессори состоит из нескольких зон:

  • двигательного развития, где дети активно двигаются, развивают гибкость, мышцы, вестибулярный аппарат;
  • сенсорного развития, где дети получают представления о внешнем мире, расширяют словарный запас, память, воображение, наблюдательность;
  • практического развития, где детям помогают осваивать предметы и действия и навыки обыденной жизни;
  • языкового развития, где дети подготавливают руку к письму, увеличивают словарный запас, развивают мелкую моторику;
  • творческого развития, где дети лепят, рисуют, и работают с разнообразными материалами, давая свободу воображению.

Для всестороннего развития ребенка в каждой из этих зон находятся материалы и пособия:

  • предметы, помогающие научиться владению своим телом и развивать движения (детские стол и стул, маленькая лестница, горка, качели, мячи, подушки и т. д.);
  • предметы, способствующие развитию умений в практической жизни (вешалка для одежды, полка для обуви, веник и совок, тряпка, карманы с разными видами застежек, детская посуда и т.д.);
  • материалы для развития мелкой моторики (бусинки, прищепки, вкладыши, пирамидки и т.д.);
  • материалы для развития сенсорики (деревянные кубики и паззлы, блоки цилиндров, колокольчики, бубны и т.д.);
  • предметы для развития речи (карточки, звуковые игрушки, текстурные буквы, бумага, мелки и т.д.).

Особенности детских садов и центров раннего развития детей по методике

Детские сады, основанные по методике Марии Монтессори, имеют ряд особенностей:

  • деятельность воспитателя заключается в наблюдении за самостоятельной деятельностью ребенка и помощи ему в нужный момент;
  • отсутствие системы оценок;
  • присутствие в группе детей разного возраста;
  • особые материалы, способствующие самостоятельным занятиям ребенка;
  •  возможность самостоятельно выбора занятий ребенком;
  • побуждение детей к взаимному обучению, сотрудничеству и взаимопомощи;
  • побуждение к развитию самодисциплины ребенка;
  • равноправное сотрудничество с родителями в процессе обучения и развития ребенка.

Центры раннего развития по методике Монтессори также имеют свои особенности:

  • заниматься в таких центра могут детки с самого раннего возраста (даже до года);
  • занятия, длящиеся от шестидесяти до девяноста минут, начинаются с общего приветствия, пальчиковой гимнастики, игр и танцев, после чего дети расходятся по разным зонам;
  • единые требования и программы обучения отсутствуют: каждый ребенок сам выбирает темп и род занятий;
  • в конце занятий педагог собирает детей в круг, где они вместе слушают сказку и задувают свечку (традиционное окончание занятия).

Плюсы и минусы методики

За долгое время методика Монтессори приобретает все больше приверженцев, поскольку ребенок, благодаря ей:

  • чувствует индивидуальный подход;
  • не подвержен негативным оценкам, критике, сравнению и наказаниям;
  • приучается к самодисциплине, порядку и саморазвитию;
  • раньше других детей начинает писать и читать;
  • имеет возможность самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои поступки.

Но, как и любая система, данная методика имеет свои минусы и подходит не всем детям:

  •  гиперактивным малышам может быть скучно;
  • из-за несоответствия школьным стандартам, детям будет сложно перестраиваться;
  • отсутствие ролевых игр и эстетического развития не позволяет детям развиваться наиболее целостно и всесторонне.

Монтессори методика раннего развития не приемлет проявлений авторитарного стиля воспитания, поскольку ребенок – это свободная и активная личность, которую нужно не подавлять, а помогать в ее саморазвитии, самообучении и самовоспитании, о чем и говорит девиз: «Помоги мне сделать это самому!».

  Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *